Найден ген бессмертия

Ученые из института Ноттингема разрезали тело плоского червяка на 20 частей. Через небольшой промежуток времени из клеток выросли 20 клонов того червя. Зоологи решили попробовать разобраться, почему червь не погибает. В итоге исследования ученые нашли ген, который по праву можно назвать "геном бессмертия".

В статье, журнала PNAS, исследователи сообщают, что открытие прольет свет на возможное бессмертие стволовых клеток человека. Правда, для этого придется попытаться обмануть процесс старения.

Плоские черви – планарии славятся собственной способностью регенерировать. Старые либо измененные ткани они просто заменяют новыми. Но биологи еще не поняли, как плоским червям удается получать такое возможное бессмертие.

"Мы изучили два типа плоских червей, которые имеют половой, как человек, и бесполый способ размножения. Представители 2-ой группы просто делят свое тело пополам, давая жизнь двум новеньким организмам", — рассказывает доктор Азиз Абубэйкер. Оба вида после размножения выращивают новую мышечную ткань, кожу, внутренние органы и мозг, снова и снова.

Вообще стволовые клетки могут дать жизнь новеньким клеткам ограниченное количество раз. Клетки не могут делиться нескончаемо, ткани равномерно постепенно стареют. Происходит это из-за укорочения теломер. Так называют концы хромосом клетки, которые стают меньше при каждом деление клетки и сопутствующей передачей генетического материала. Постепенно теломеры станут такими маленькими, что они больше не могут защищать концы ДНК. И из-за этого начинаются необратимые процессы.

"Старение кожи у человека, пожалуй, самый показательный пример этого процесса. Но у червей каким-то образом, получается, обманывать природу. Их стволовые клетки продолжают делиться, как ни в чем не бывало", — говорит Азиз.

Разумно было бы предположить, что у "бессмертных" животных теломеры никогда не укорачиваются. Доктор Абубэйкер считает, что плоские черви каким-то образом поддерживают длину кончиков хромосом во взрослых стволовых клетках.

Ученым пока понятно только, что за процессы обновления теломер отвечают ферменты теломеразы, которые "охраняют" кончики хромосом в период расцвета любого живого организма. Но по мере взросления и последующего старения клетки они теряют эту способность.

Исследователи определили, какой ген отвечает у плоских червей за работу теломераз, и "выключили" его. В итоге они зафиксировали укорочение теломер животных. Таким образом они доказали, что ген тот. Дальнейшие опыты определили также, что червяки с бесполым размножением существенно наращивают активность этого гена при восстановлении тканей и делении организмов. Благодаря этому стволовые клетки поддерживают свои теломеры в обычном состоянии и равномерно замещают отсутствующие ткани.

Ученые из Ноттингема решили воспроизвести опыт на червяках с половым размножением. Но оказалось, что "ген бессмертия" работает в их организмах по-другому, сохранить длину теломер не удалось. Невзирая на общую потенциальную способность к нескончаемой регенерации, две группы червяков оказались совершенно разными.

Абубэйкер считает, что с течением времени плоские червяки или продемонстрируют укорочение теломер при выключении гена, или проявят некий иной, отличающейся от ферментативного, механизм сохранения клеточной "свежести". "Мы планируем прояснить детали, также найти, как бессмертные животные возникли в процессе эволюции", — говорит Азиз.

"Это волнующее открытие вносит значимый вклад в нашу копилку познаний о действиях старения, поможет сделать лучше здоровье и продлить жизнь остальных организмов, включая человека", — добавляет доктор Дуглас Келл из Исследовательского совета по биотехнологиям и биологическим наукам.

Категория: Наука | Добавил: Semelev (09.04.2012) | Автор: Иван E